НОВОСТИ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

ЭШ-100.100 – крупнейший шагающий экскаватор в мире

Канско-Ачинский угольный бассейн находится в Сибири, на территории Красноярского края. Именно тут в 1953 году был сдан Назаровский разрез. И именно тут трудился один из самых больших шагающих экскаваторов в мире (и самый большой в Евразии) – ЭШ-100.100.

 
ЭШ-100.100 - шагающий экскаватор

ЭШ-100.100 - шагающий экскаватор

Из-за больших габаритов и, соответственно, большого веса (тысячи тонн), гусеничный ход на экскаваторах не применяется; слишком уж большая нагрузка будет на грунт, экскаватор станет продавливать землю своей тяжестью. Поэтому были разработаны так называемые шагающие экскаваторы, имеющие другой тип передвижения – при помощи опорной плиты и башмаков.
 

В рабочем состоянии экскаватор опирается о грунт опорной плитой большой площади. В случае перемещения вся масса экскаватора переносится на опущенные гидравлические «лыжи» (опорные башмаки), машина приподнимается и переносится на новое место, вновь опираясь на грунт плитой. Таким образом шагающий экскаватор может перемещаться со скоростью нескольких десятков метров в час.

ЭШ-100.100 был выпущен Уралмашзаводом и начал работу в 1977 году. Длина стрелы экскаватора составила 100 метров, его огромный ковш имел вместимость 100 кубических метров. В таком ковше спокойно сможет разместиться БелАЗ. Обычно ковши для экскаваторов отливают, но с подобным размером это сделать невозможно. Поэтому ковш состоит из нескольких десятков деталей, которые были доставлены на карьер по отдельности – в сборе ковш не помещается ни на одну железнодорожную платформу.

 
Сборка шагающего экскаватора

Сборка шагающего экскаватора

Для доставки же всего экскаватора потребовалось 20 железнодорожных составов. Для сборки была построена специальная монтажная площадка, где все многочисленные детали сваривались друг с другом под наблюдением инженеров с завода-изготовителя. Для питания экскаватора также была построена электрическая подстанция. Вес ЭШ-100.100 составил 10,5 тысяч тонн.

Шагающий экскаватор успешно работал в Назаринском разрезе много лет. В 1982 году был поставлен рекорд по добычи угля – 15,1 миллиона тонн. А в 1984 году ЭШ-100.100 решили перегнать на Чулымский участок, находящийся в 11,5 километрах. Для этого огромного для шагающего экскаватора расстояния пришлось подготовить специальный переход под ЛЭП и временно разобрать пути железнодорожной магистрали.

 
Ковш ЭШ-100.100

Ковш ЭШ-100.100

На новом месте экскаватор проработал до начала 1990-х, всего около 15 лет. Для подобного рода карьерной техники это крайне небольшой срок, обычно срок службы составляет до 30-40 лет. Но начавшаяся перестройка поставил жирную точку в карьере карьерного экскаватора.

Судьба уникальной машины сложилась печально. Постоянная смена собственников предприятия и хозяйственный упадок привели к тому, что ЭШ-100.100 был законсервирован, а по сути – заброшен. Всю электрику экскаватора (общая длина кабелей составляла десяток километров) постепенно растащили на медь, потом украли ковш, потом принялись за всё остальное. Машина постепенно приходила в полную негодность, и через несколько лет было принято решение полностью сдать ее в металлолом.

Автор: https://zen.yandex.ru/media/pronauka
назад
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.