СуперБелАЗ из 1990-х: что стало с уникальной машиной
Когда в 1991 году появился БелАЗ-75501 – это был фурор! Еще бы, ведь он мог перевозить по 280 т породы за раз, в то время как его самый мощный предшественник БелАЗ-75211 вёз только 180 т. Даже аэродромный БелАЗ того времени не мог таскать самолеты весом более 200 т. Так что своим новым детищем белорусы гордились по праву.
БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 тоннМашина была особенной по многим параметрам. Знаете, какой объем имел ее тепловозный турбодизель V12? Пятьдесят литров? Семьдесят? Сто? Не-а )) 165 литров!!! Сто шестьдесят пять! Развивал он 3150 сил и размещался в переднем свесе машины, что тоже было весьма необычно для «карьерника».
Объединенный с синхронным трехфазным генератором переменного тока, дизель поставлял энергию четырем мотор-колесам. То бишь да, самосвал был полноприводным. И, кстати, в мотор-колесах использовались электродвигатели постоянного тока: так было выгоднее в экономическом плане.
Тренд нынешнего времени – внедрение видеокамер и мониторов вместо зеркал заднего вида. Так сделано, например, на всех магистральных тягачах Mercedes-Benz Actros последнего поколения. Пфф! Ребята, да вы все опоздали на целую вечность! Ведь в 280-тонном БелАЗе всё это было в 1991 году! Да еще и электронная система контроля нагрузки стояла.
Пожалуй, единственный БелАЗ, где о фирменном дизайне и речи не былоЯркой отличительной чертой самосвала стала шарнирно-сочлененная рама, позволявшая «складывать» 280-тонник на угол 30 градусов. Как ни странно, данное новаторство было привязано не к большой грузоподъемности, а… к шинам! По техзаданию гигант был обязан обуть отечественные «лапти», хотя промышленность СССР модели такой грузоподъемности просто не выпускала. Пришлось конструкторам на переднюю ось поставить сдвоенные шины, которые были рассчитаны на 190 тонн. А чтобы автомобиль мог поворачивать, как раз и была предложена шарнирно-сочлененная рама – схема, в которой кабина и кузов, грубо говоря, являлись отдельными частями. Отмечу, что идея удалась, и радиус поворота не превышал таковой у 180-тонника – 16,5 м.
Уже в 1991 году БелАЗ-75501 по железной дороге был доставлен к месту своей первой и, как оказалось впоследствии, последней работы. Им стала Автобаза технологического автотранспорта Нерюнгринского угольного разреза. Он находился под патронажем ПНО «Якуталмаз» (нынешняя АК «АЛРОСА»), всегда тесно сотрудничавшего с БелАЗом.
Увы, как всегда бывает с опытными образцами, созданными в единственном экземпляре, у 280-тонника в итоге сломалось что-то, что отремонтировать было уже невозможно. По крайней мере, за вменяемую цену. Гиганта сначала поставили на прикол, а потом и вовсе забыли о его существовании. Естественно, ни БелАЗу, ни руководству Нерюнгринского разреза мысль о сохранении уникального самосвала для потомков в голову не пришла. Машина хранилась под открытым небом до начала 2000-х годов, после чего, по слухам, была разрезана на металлолом.
В конце добавим, что 320-тонник БелАЗ-75600 в Жодино создали только в 2006 году – через 15 лет после создания БелАЗ-75501. И была это уже машина вполне стандартной компоновки, только большая. А 280-тонник так и остался единственным в своем роде…