Новости рынка самосвалов.

В этой статье речь пойдёт о новинках на рынке самосвалов. Некоторые новинки уже не совсем новые, но всё равно для нас представляют теперь чисто теоретический интерес.

Начну с некогда лучшего, не только по моему мнению, самосвала класса 90 тонн. Эта модель, появившись 11 лет назад, далеко превзошла не только машину предыдущего поколения, но и надолго обошла всех конкурентов. Речь идёт о Komatsu HD785-7. Системы автоматического управления режимами мощности и переключения передач, автоматического контроля скорости спуска, пропуска передач при их переключении, мониторинг систем машины, предотвращение пробуксовки, мультидисковые маслоохлаждаемые тормоза на всех колёсах и многие другие новинки надолго вывели модель в лидеры отрасли.

И вот, много лет спустя, было принято решение обновить «семёрку». Основной конкурент, САТ, выпустил новое, удачное обновление, да ещё и повысил грузоподъёмность модели 777 до 98 тонн. Появились другие новинки в этом классе: радикально обновили свою машину шотландцы с завода Terex, представив модель R100E, а Liebherr дебютировал в классе 90 тонн сразу с электрической моделью Т236. И Komatsu поступили, на мой взгляд, безошибочно (с обновлением своих шарнирно-сочленённых самосвалов им так не удалось). Действуя по принципу «лучшее - враг хорошего», они сделали «семёрке» лёгкий фейслифтинг. Только дотошный специалист отличит внешне 7ю серию от новой, 8й. Надо вглядеться очень пристально.

А что же внутри? В новой модели, HD785-8, специалисты Komatsu оставили все преимущества предыдущей, сделав основной упор на изменившиеся нормы выбросов. На машине сохранился тот же, проверенный, надежный, но слегка «удушенный» нормами выбросов двенадцатицилиндровый двигатель объёмом 30,5 литра. Он развивает полезную мощность в 849кВт на 1900 об. в мин. Коробка передач также осталась без изменений: планетарная, с семью передачами переднего и двумя заднего хода. Основные изменения сосредоточены в моторном отсеке: на ДВС навесили несколько новых систем. Прежде всего это усиленная система доочистки выхлопных газов, улавливающая до 90% твёрдых частиц благодаря встроенному катализатору окисления. Далее, это мощная система рециркуляции выхлопных газов (EGR), понижающая температуру выхлопных газов, резко снижающая количество окислов азота и способствующая снижению расхода топлива. Составной частью системы EGR является турбокомпрессор изменяемого объёма, регулирующий подачу воздуха в двигатель в зависимости от условий работы машины.

Неожиданностью для меня лично стало появление шарнирно-сочленённых самосвалов от Hyundai. Компания в России известная, концерн, куда она входит, занимается судостроением и энергетикой, тем более неожиданно было решение заняться именно этим, нишевым и очень специфическим продуктом. Странно, что никто не хочет сделать, например, хороший полноприводный грейдер, ведь место давно освободилось. Впрочем, мы о самосвалах. Внешне машина выглядит эффектно. Это важно, одно из восьми правил великих брендов звучит так: «Техника должна быть визуально потрясающа. Люди ищут красивые вещи. Большая часть современной техники безлика, но производители, инвестирующие в дизайн, получают невероятные результаты». Представлены две модели, класса 30 и 45 тонн. Интересное решение для новичка рынка, ведь наиболее продаваемые шарнирно-сочленённые самосвалы всё-таки классов 35 и 40 тонн.

Англоязычные пресс-релизы скупо сообщают о дебюте Hyundai в новой для них продуктовой группе, предоставляя лишь основные детали. Так, младшая модель оснащается девятилитровым ДВС от Scania полезной мощностью 270кВт, развиваемой на 2 100 оборотах. У старшей модели тоже Scania, только тринадцатилитровый, развивающий мощность в 360кВт. Обе машины оснащаются коробкой передач ZF с восемью передачами переднего и четырьмя заднего хода. Но, странная вещь, чем дальше я вникал в устройство машины, тем больше возникал эффект дежавю. Пятицилиндровый двигатель от Scania? Тандемный задний мост? Когда-то я всё это уже видел. Пришлось покопаться в своём каталоге, чтобы с удивлением обнаружить: новейший, разрекламированный самосвал это не что иное, как Doosan, причём совпадение в цифрах ключевых характеристик не оставляет ни малейшего сомнения. Это точно та же машина, только другого цвета. Вроде бы тот же случай, что и с Komatsu абзацем выше. Но тут, как говорится, фейслифтинг фейслифтингу рознь. Одно дело слегка обновить самый передовой самосвал. Другое – взять небесспорную, скажем прямо, модель очень далёких лет, и без изменений выпустить её как новинку.

Компания Hyundai, как новые владельцы бренда Doosan, решила начать с чистого листа и перезапустили всю линейку продукции под новым брендом: Develon. К слову, и шотландцы, выпускавшие шарнирно-сочленённые самосвалы под брендом Terex, теперь продолжают работать под брендом Rokbak.

Из новинок самосвалов под брендом Develon вышла лишь модель класса 45 тонн DA45-7 4x4 с оригинальной конструкцией: это шарнирно-сочленённый самосвал, но двухосный, со сдвоенными колёсами на заднем мосту. Как и одноклассник Hyundai, эта модель оснащается 13литровым двигателем от Scania, такой же мощностью 360кВт. Оба 45тонника комплектуются коробкой передач от ZF, модели 8 ЕР420. Целевой аудиторией новой машины были обозначены клиенты-владельцы жёсткорамных самосвалов.

Нет слов, компания Moxy уважаема, именно они изобрели шарнирно-сочленённые самосвалы как класс. Долгое время их самосвалы продавались под брендом Komatsu (подозреваю, продолжалось это до тех пор, пока японские инженеры не переняли у норвежцев технологии). Но былые заслуги не идут в счёт, когда речь о продажах. А ведь кроме основных конкурентов, до которых и в оранжевом цвете машине Moxy/Doosan было далеко, в спину дышат молодые, жадные до успехов и далеко не безнадёжные конкуренты.

Взять хоть тех же SANY: да, представитель производителя сказал мне, что сочленённый самосвал не является первым приоритетом, упор делается пока на другие самосвалы. Но работа идёт, машина уже есть в металле. Это пока единственная модель, SAT40C, и известно о ней немного: грузоподъёмность 40 тонн, оснащена шестицилиндровым ДВС Weichai объёмом 12,54 л, мощностью 390кВт и развивающим крутящий момент в 2300Нм. Гидропневматическая подвеска и маслоохлаждаемые тормоза на всех колёсах у этой модели в стандартной комплектации.

SAT40C оснащается отечественной коробкой передач с шестью передачами переднего и одной заднего хода. Подождём остальных подробностей, но вряд ли четвёртый концерн в мире по объёмам продаж строительной техники захочет дебютировать архаичными конструктивными решениями.

Хотя нельзя ни в чём быть полностью уверенным. Тот же представитель завода отмолчался в ответ на мои вопросы об их новой машине класса 130 тонн. Этот самосвал модели SET150S с электромеханической трансмиссией переменного тока оснащён не одним, а двумя V-образными 8 цилиндровыми двигателями, каждый из которых при объёме в 16.72л развивает мощность в 565кВт. Нечасто встречающееся конструктивное решение очевидно повлияло на ширину передней части машины: её размер вызван именно наличием двух ДВС. Как решается самый интригующий вопрос, синхронизации работы этих двух двигателей, производитель пока не сообщает. Например, у некоторых бульдозеров с гидростатической трансмиссией вопрос калибровки синхронизатора стоит остро, и решается эта проблема долго и сложно.

С этой моделью производитель из КНР надеется составить серьёзную конкуренцию белорусским производителям. Любопытно, что ранее БелАЗ комплектовал свои самосвалы класса 130т широким рядом двигателей. Сейчас жодинские машиностроители ограничиваются упоминанием объёма (45л) и мощности (1194кВт) двенадцатилитрового двигателя модели 75131, при этом скромно умалчивая о его производителе.

За прошедший год многие мои коллеги по отрасли поняли для себя, что производители из Китая не очень охотно делятся данными о своих машинах. Это их полное право, надеюсь, когда-то и удастся узнать причину такого необычного решения. А может, просто не было у них двигателя объёмом 40 литров, как у остальных конкурентов в классе 130т, вот и поставили два по 20 литров. И вся загадка.

Гораздо большей загадкой для меня является упорное желание российского бренда встать в ряды производителей шарнирно-сочленённых самосвалов (ШСС). Компания ТОНАР продолжает испытывать свой шарнирно-сочленённый самосвал. Его грузоподъёмность обозначена как 35 и 45 тонн одновременно. Машина комплектуется двигателями Yuchai, YC6K520-GT30 или YC6K440N. Коробка передач такая же, как на ШСС Sany: Fast Gear FC6A250, но это не точно.

Это точно не бизнес, но что тогда? Желание показать, что мы не хуже? Сомнений в этом и не было, вон, сделали же седан бизнес-класса, и на его основе уже и кроссовер, и даже катафалк. Стоит всё это сильно дороже предмета подражания, но тут хотя бы можно, наверное, теоретически обосновать вопросом престижа государства. Но за тем проектом стоит бездонный карман государства, а ТОНАР вряд ли сможет с ним соревноваться. ШСС продаются не скоростью передвижения, а стоимостью перемещаемой тонны. И она, эта стоимость, сильно зависит от простоев, вернее, от их отсутствия. Под эти машины создаётся свой сервис, то есть вкладываются большие средства в сервисных инженеров, их обучение и поддержание уровня знаний. Формируется склад запчастей с хорошей оборачиваемостью, и преимуществом будет наличие склада прямо на каждом участке работы самосвалов, желательно с вахтовыми механиками. Но всё это актуально лишь при одном условии: наличии рынка сбыта. Если ты не сможешь продать сотни таких машин, то ни сервис, ни склады запчастей, ни штучное производство не окупятся. По статистике АЕБ, за 3 квартала 2022 года в РФ было продано всего 140 ШСС. Всех типоразмеров, т.е. шесть классов, от 25 то 60 тонн. Если прошлый год не показателен, то в 2021 году был продан всего 321 ШСС.

Гиганты промышленности стараются максимально унифицировать свои машины из разных групп. Хотя бы одинаковый двигатель, пускай и с разными настройками, поставить на самосвал, экскаватор, погрузчик, бульдозер, грейдер. Даже компании Hyundai, производителю широкого модельного ряда экскаваторов, не удалось сделать ни единого общего узла у «нового» шарнирно-сочленённого самосвала и соответствующего ему экскаватора класса 50 тонн. Впрочем, судя по рекламному видео, где новый самосвал Тонар с кузовом объёмом 20м³ грузит экскаватор Doosаn модели DX340 с ковшом 1.8м³, унификация — это меньшая из проблем нового игрока рынка ШСС. И для машины, силовую передачу которой комплектуют агрегатами китайского производства, при таких объёмах рынка будет трудно соревноваться с китайскими же самосвалами, но собираемыми в количестве сотен экземпляров ежегодно.

Автор: Александр Жданов г. Москва
назад
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.