Опыт подтверждения соответствия продукции ОАО «Завод бурового оборудования»
Априори суверенные евразийские государства интегрируются с целью сформировать единое экономическое пространство — для того, чтобы воспользоваться преимуществами, которые создает свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории намного большей, чем каждая страна в отдельности. На деле это означает, что создав Евразийский экономический союз, независимые государства делегировали часть полномочий регулирующему органу — Евразийской экономической комиссии, — чтобы обеспечить эти четыре важные «классические свободы» и проводить скоординированную (согласованную) политику в ключевых отраслях экономики ради общего блага.
В этом состоит уникальность Евразийского экономического союза. В нем есть система взаимных экономических обязательств суверенных государств, которые ни в коем случае не возрождают директивные отношения советского образца, но, тем не менее, задают для интегрирующихся государств большую скоординированность действий в экономике, чем та, что осуществляется, например, в СНГ.
В основу евразийского интеграционного проекта заложены принципы:
- уважения суверенного равенства государств – членов и их территориальной целостности;
- уважения особенностей политического устройства государств – членов;
-взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов Сторон;
-рыночной экономики и добросовестной конкуренции.
Интеграция — это мощный современный драйвер экономического роста. Задействовать его — значит объединить ресурсы и согласованно решать общие задачи, чтобы обеспечить экономию средств и ресурсов, скорость реализации программ и распределение рисков. Интегрироваться — объединить усилия — в новациях проще и эффективнее, чем бороться за передел «освоенных» сфер; формировать общий (единый) рынок путем последовательного устранения барьеров и минимизации изъятий и ограничений для обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проведением скоординированной согласованной, единой политики по ряду экономических направлений. У бизнеса должен появиться более свободный взаимный доступ на рынки. Это большое преимущество, особенно для производителей, для которых масштаб рынка имеет ключевое значение. Устранение барьеров и либерализация рынка усилят конкуренцию и оздоровят инвестиционный и деловой климат в Союзе. Но так ли все складывается в реальности?
«Европейское качество» - стандартное словосочетание, часто применяемое в рекламе. У потребителя оно вызывает неизменную ассоциацию: если европейское, значит, действительно надежное и достойное. Только во многих случаях это лишь избитый маркетинговый ход, и то самое «европейское качество» остается лишь на словах, не имея никаких фактических подтверждений.
В действительности «европейское качество» слагается из многих факторов. Одним из основных является безукоризненное соблюдение законодательства в области технического регулирования, направленное на минимизацию рисков причинения вреда конструкцией машины.
Законодательство в области технического регулирования имеет богатую как отечественную, так и зарубежную историю. Необходимо отметить конфедеративность данного законодательства, то есть чаще всего действие законодательства в пространстве имеет наднациональный, блоковый характер. Так, например, общее законодательство в области технического регулирования имеют:
- страны Европейского Союза;
- страны Евразийского Союза;
- ряд латиноамериканский стран;
- страны юго-восточной Азии.
К данному вопросу наблюдаются разные подходы. Так, например, во время «Холодной войны» подходы «Запада» и «Востока» были диаметрально противоположными.
Флагман «Восточного блока» - Советский союз придерживался «стандартизированной гипотезы», то есть техническое регулирование, в большинстве своем, обеспечивалось строгим соблюдением государственных стандартов. Магическое предложение на первой станице каждого стандарта, было яркой демонстрацией конструкции нормы права – «несоблюдение стандарта преследуется по закону». Безусловно данный подход имеет право на существование, он не дает возможности производителю снижать себестоимость продукта, жертвуя качеством продукта. Он открывает широкие возможности для стандартизации и унификации. Но вместе с тем подход достаточно «громоздок» и «неповоротлив» - на 1991 год в СССР насчитывалось более 30 тыс. действующих государственных стандартов, которые часто противоречили друг другу и тем самым в какой-то мере замедляли техническое развитие.
«Запад» двигался по пути минимизации норм технического регулирования: «Все, что не запрещено – разрешено». Тем самым оставляя позади излишний объем норм, как следствие, пищу для коррупции и махинациям. Подход сводился к главному принципы – «Машина и оборудование во время проектирования, транспортирования, хранения, эксплуатации, ремонта, утилизации не должна наносить вред человеку, животным, растениям, природе в целом». Какими методами это достигается, по существу, неважно.
После 1991 года, новая Россия пошла по западному пути технического регулирования, отказавшись практически полностью от советской концепции.
Попытаемся проанализировать сегодняшнее техническое регулирование в России (Евразийском союзе), его интеграцию в нормы технического регулирования Европы, общие перспективы и проблемы на примере сертификации буровой установки ZBO S15 производства ОАО «Завод бурового оборудования».
ОАО «Завод бурового оборудования», производящий, в том числе, буровые установки, на рынке много лет. Среди постоянных партнеров — крупные российские и международные компании. Здесь невероятно дорожат репутацией и всегда отвечают за свои слова. Буровая установка ZBO S15 в 2014 году успешно прошла процедуру подтверждения соответствия требованиям технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в 2019 году прошла аналогичную процедуру согласно требованиям Европейского Союза и подтвердила свое соответствие требованиям Директивы 2006/42/ЕС (англ. Machinery Directive) о безопасности машин и оборудования Европейского парламента и Совета Европейского Союза.
Однако, в отечественном законодательстве в области технического регулирования также существуют проблемы. Главными из них являются: несоблюдение принципов технического регулирования, множественные нарушения процедуры сертификации, чрезмерное количество аккредитованных органов, которые работают на положительный результат, а не на результат в целом, недостаточное осознание общества категорического соблюдения норм права, полный отказ государства от прошлого положительного опыта в области сертификации и стандартизации. В свое время была попытка целиком и полностью перестроиться под западную модель технического регулирования. Этого в полной мере не удалось, как и не произошло интеграции с данной моделью. При этом старая схема технического регулирования была забыта.
Тулибаев Егор Сагитович
магистрант кафедры механики материалов, конструкций и машин
Научный руководитель: Пояркова Екатерина Васильевна
доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой механикиматериалов, конструкций и машин.
Надежные буровые установки ZBO. Сертифицировано СЕ, ЕАС. Обучение эксплуатации. Комплектующие и запчасти.
www.zbo.ru
+7 (3532) 754 267
460026, Россия, г. Оренбург, пр. Победы д.118