Перспективы Северного морского пути: что сейчас везут?

Северный морской путь на сегодняшний день является одним из важнейших стратегических маршрутов России. Он объединяет европейскую часть нашей страны с Дальним Востоком. Альтернативой ему выступает маршрут через Суэцкий канал, однако путь по Северному Ледовитому океану намного короче.

Расстояние, проходимое морскими судами, через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, или 45 дней. Через Северный морской путь — 5770 морских миль, или 18 дней.

 
 
Перспективы Северного морского пути: что сейчас везут?
Северный морской путь во многом превосходит другие маршруты, однако сегодня его развитие связано с некоторыми проблемами

В прошлом году правительством России был утвержден план обустройства Северного морского пути на несколько лет вперед. Его развитие крайне важно для нашей страны: в условиях недоступности западных рынков это единственный экономичный и безопасный транспортный коридор, ведущий на Восток. Доставка грузов по Суэцкому каналу слишком затратна и длительна, а мощностей железных и автомобильных дорог уже оказывается недостаточно.

Развитие Северного морского пути: что изменилось

Еще в первой четверти XVI века рассматривалась возможность освоения Северного Ледовитого океана. Предпосылкой послужил рыболовный промысел поморов на легких парусных суднах в XIII веке. Впоследствии многие герои-первопроходцы погибли, пытаясь исследовать Арктику на деревянных судах.

В Советское время освоение Северного морского пути шло ускоренными темпами благодаря развитию технологий и усовершенствованию судов, созданию атомного ледокольного флота.

Однако после распада СССР российский Север пришел в запустение, с 1991 года на просторах Арктики не было ни одной дрейфующей станции, принадлежащей нашей стране. К 2009 году объем перевозок по Севморпути был в 5—6 раз меньше, чем в 80-х годах XX века. Однако относительно скоро ситуация повернулась на 180 градусов: в связи с таянием льдов, облегчившим прохождение судами северных маршрутов, и развитием добычи на Севере природных ресурсов уже в 2016 году объем перевезенных грузов по Северному морскому пути превзошел показатели 80-х годов.

Доставка грузов по СМП невозможна без ледоколов: осенью 2021 года произошел так называемый Певекский кризис, когда во льдах Арктики оказались заблокированы более 20 судов

Сегодня в план развития СМП входит более 150 пунктов, среди которых:

  • строительство ледоколов;
  • развитие аварийно-спасательного и вспомогательного флота;
  • модернизация гидрографических и лоцмейстерских судов;
  • развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и инфраструктуры морских портов и терминалов.

На финансирование проекта выделено порядка 1,8 трлн руб. Однако все планы упираются в один неоспоримый факт — изменения климата сложно спрогнозировать. В настоящий момент концентрация льда в Арктике примерно в 2 раза ниже, чем была в конце 70-х годов XX века. Но в Арктике существует цикличность изменения температур: в 1920—1940-е годы там наблюдалось такое же потепление, которое происходит в сегодняшние дни, а уже 1960-е годы оно сменилось резким похолоданием.

Универсальный атомный ледокол «Арктика» оставил свой след в истории как первое надводное судно, достигшее точки Северного полюса
Универсальный атомный ледокол «Арктика» оставил свой след в истории как первое надводное судно, достигшее точки Северного полюса

Круглогодичная доставка грузов без необходимого количества ледоколов в Арктике пока остается лишь перспективным планом. До 2030 года планируется построить всего четыре атомных ледокола типа «Арктика», а стоимость и сроки сдачи «Лидера» непрерывно увеличиваются.

Каковы перспективы?

В 2022 году по СМП было перевезено порядка 34 млн тонн грузов. Предполагается, что через 12 лет эта цифра увеличится в 8—9 раз. На смену европейским пользователям маршрута пришли китайские и корейские. В Мурманске планирует открыть свой порт Беларусь, чтобы закупать у нашей страны рыбу и морепродукты. Также Беларусь планирует нарастить отгрузку контейнеров с их последующей переправкой в другие пункты через порты Астраханской области, а в Мурманской создать терминал для перевалки белорусских калийных удобрений.

Однако основными компаниями, использующими СМП, скорее всего, останутся российские экспортеры природных ресурсов.

В конце осени 2022 года тестировать логистический Северный морской коридор начало ПАО «Магнит» — это откроет перед компанией новые перспективы, в первую очередь позволит сократить время доставки и снизить расходы на нее.

Что касается транспортного рынка, то машина, собранная в Ленинградской области и переправленная на Дальний Восток по Севморпути, будет иметь меньшую стоимость, чем корейский или китайский автомобиль.

Таким образом, в ближайшие годы будет обеспечено круглогодичное судоходство по Северному морскому пути. А с учетом невысоких транспортных затрат его станут использовать многие компании. Если сегодня по нему перевозят в основном рыбу и морепродукты, а также природные ресурсы, то уже завтра это могут быть продукты питания, автомобили, оборудование.

Автор: https://dzen.ru/a/ZAUATlFOKAPD11w_
назад
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?
Добавление техники

Для добавления техники в первую очередь необходимо связаться с нашим менеджером для согласования деталей процесса добавления информации. Оставьте ваши данные, и мы свяжемся с Вами.